Цель:
знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать
эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .
Задачи:
-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить
названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к
звукоподражанию;
-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность,
любознательность, творчество,
самостоятельность;
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы: «Русская
изба»- отдельное помещение в детском саду с макетом русской печи, предметами
обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы
(стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с
ведрами, прялка и т. п.) ; игрушки – кот, коза, корова, петух в деревянном
сундучке, курочка в лукошке, мышка, яичко простое и золотое; одежда для
драматизации сказки «Курочка Ряба»; миски с горохом и чечевицей; пластиковые
контейнеры от киндер-сюрпризов, облепленные белым пластилином по количеству
детей.
Предварительная работа: регулярное
посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок,
драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание
потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных
игр.
Ход
НОД:
Дети
заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в
нарядный стилизованный русский костюм). Хозяюшка приветливо здоровается с
детьми, предлагает им оглядеться по сторонам и назвать знакомые предметы
обихода, вещи. Дети называют печку, стол, самовар, лавки, сундук, прялку,
коромысло с ведрами и т. п. Хозяюшка уточняет назначение этих предметов. Затем
предлагает детям присесть отдохнуть на лавки вдоль стола. Интересуется у детей,
умеют ли они загадки разгадывать. Дети отвечают утвердительно. Тогда Хозяюшка
обращает внимание детей на деревянный сундучок, стоящий у печки и объясняет,
что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и
отгадать первую загадку:
-Мохнатенький, усатенький,
Молочко пьет, песенки поет.
(дети отгадывают - кот, котик)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его,
гладят его шерстку и вместе с Хозяюшкой проговаривают потешку:
-Как у нашего кота – шубка очень хороша,
-Как у котика усы – удивительной красы,
Зубки белые, глазки смелые.
Хозяюшка ставит котика рядом с сундучком и
загадывает следующую загадку :
-Идет, идет рогами трясет, травки просит:
«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е. »
(дети отгадывают – коза)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает
потешку:
-Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.
Кто каши не ест, кто молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!
Поставив козу рядом с котиком, Хозяюшка загадывает
следующую загадку:
-Полем идет, травку жует, мычит :
«Му-у, му-у», -кто же это, не пойму?
(дети отгадывают – корова)
Хозяйка достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей,
говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке
песенку:
-Ты, Буренушка, ступай, в чистом поле погуляй;
А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.
Поставив игрушку – корову рядом с остальными
игрушками, Хозяюшка загадывает последнюю загадку:
-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?
(дети отгадывают – петушок)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким
разноцветным хвостом и поют песенку:
-Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Хозяюшка предлагает детям назвать всех, кто прятался
в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние.
Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что Петушок- это птица!
Хозяюшка:
-Что-то засиделись мои гости дорогие! А ну-ка, выходите да в кружок
становитесь!
Проводится физминутка «Петя, Петенька,
петух»:
-Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!
(Дети стоят лицом в круг, поднимают руки
вверх- вниз через стороны)
-Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :
(Дети идут по кругу друг за другом, руки-
крылья – назад)
-Ку- ка- ре-ку-у-у!
(Дети поворачиваются лицом в круг, машут
руками – крыльями)
(Игра проводится два раза.)
Хозяюшка приглашает детей вернуться в избу и
обращает их внимание на курочку (мягкая игрушка) в лукошке на лавке у печи.
Просит детей угадать, из какой сказки пришла курочка. Интересуется, любят ли
детки сказки ; какие сказки знают? Пока дети отвечают, второй воспитатель
отводит к большому сундуку мальчика и девочку из группы (хорошо владеющих
связной речью) и помогает им переодеться в сказочных бабу и деда (сарафан,
фартук, платок, косоворотка, борода, треух). Когда Хозяюшка предлагает детям
присесть на лавку, артисты уже готовы. Хозяюшка радуется появлению артистов,
отдает им курочку в лукошке. Обращаясь к детям, сидящим на лавке, спрашивает:
«Какая сказка у нас в гостях? » (Зрители- дети называют «Курочка Ряба»).
Хозяюшка просит всех детей помочь ей рассказать эту сказку. Напоминает детям,
что сказку нужно рассказывать спокойным, неторопливым голосом – голосок звучит,
как ручеек журчит. Хозяюшка начинает рассказывать сказку, останавливаясь и
давая возможность детям договаривать слова и фразы. Дети – артисты с помощью
жестов и мимики исполняют свои роли. Хозяюшка с помощью игрушки – мышки
участвует в драматизации.
Закончив повествование словами : «Вот и сказке конец! А кто слушал- молодец! »,
Хозяюшка предлагает детям поиграть. Приглашает детей подойти поближе к ней и
говорит:
-А ну, ребятки, вокруг себя повернитесь и в цыпляток превратитесь! (Дети кружатся) .
-А вот я повернусь и в маму- курочку превращусь! Мои маленькие
ребятки-цыплятки, становитесь за мной.
(Дети становятся друг за другом стайкой.)
Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять»:
«Цыплята» шагают за «курочкой», высоко поднимая колени и хлопая «крылышками».
-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
«Курочка» поворачивается к «цыплятам» и грозит им пальчиком, «цыплята» делают
то же самое.
-Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко!
«Курочка» и «цыплята» гребут «лапками».
-Лапками гребите, зернышки ищите.
Гладят себя «крылышками» по животу.
-Съели толстого жука, дождевого червяка.
Наклоняются, отставляя «крылышки» назад, выпрямляются, запрокидывая голову.
-Выпили водицы полное корытце!
«Курочка»: «Ко- ко –ко, ко- ко- ко, не ходите далеко, а то лисонька придет и
цыпляток унесет! Прячьтесь скорее ко мне под крылышки!»
«Цыплятки» подбегают к «курочке», прячутся под «крылышки» к ней, она старается
всех обнять, погладить.
Хозяюшка-«курочка» говорит : «Как славно поиграли, а теперь вокруг себя повернитесь
и в ребяток превратитесь!»
(Все вместе кружатся.)
Вдруг Хозяюшка предлагает детям прислушаться. Все
слышат кудахтанье курочки. Вместе подходят к лукошку с курочкой и замечают, что
оно полно яиц! (Яйцо- пластиковый контейнер для игрушки от киндер-сюрприза,
сверху – белый пластилин.) Хозяюшка рассказывает детям, что скоро праздник –
Светлая Пасха. К этому дню люди пекут куличи и красят яйца. Предлагает подумать
детям, как и чем можно украсить яйца. Дети рассматривают яйца, замечают, что
они из пластилина. Догадываются, что можно украсить зерном, бусинками. Хозяюшка
выставляет на стол чечевицу, горох в мисках. Дети берут яйца, усаживаются за
столы, начинают украшать яйца, катая их в мисках. Хозяюшка помогает,
подбадривает, хвалит, радуется вместе с детьми. Затем яйца выкладываются на
блюдо, все любуются ими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий